Рекомендации психолога
по психологической подготовке родителей к экзамену
  
     Специальные исследования показывают, что в период экзаменов испытанию подвергаются не только знания, но и здоровье детей. Подготовка и сдача экзаменов сопряжены с чрезвычайно большим нервным потрясением. Экзаменационный стресс снижает сопротивляемость организма к различным болезням, провоцирует обострение имеющихся. Тестовые экзамены имеют ряд преимуществ перед устными и письменными. Само понятие «экзаменационный стресс» существует давно. По мнению психологов и медиков, он порождается:
* интенсивной умственной деятельностью, статической нагрузкой из-за ограничения двигательной активности;
* нарушением режима сна и отдыха, питания;
* отрицательными переживаниями.
 
По данным, приведенным в работе «Школа и психическое здоровье учащихся» за экзаменационный период:
 * масса тела уменьшается на  48%  у юношей (60% у девушек);
 * увеличивается до 140-150 мм. рт. ст. артериальное давление;
 * обостряются кожные заболевания.
 
На самом экзамене:
* сужение или расширение сосудов;
* изменение ритма дыхания, состава крови и слюны;
* усиленное потоотделение.
 
«Группа риска»
1) С ослабленным здоровьем (особенно с отклонением от нормального в нервном и психическом плане).
2) Неуверенные, тревожные, мнительные, с высоким чувством ответственности учащиеся (а таких много и среди отличников и хорошо успевающих).
3) У девятых классов, впервые сдающих экзамены, наблюдаются отрицательные эмоции («боязнь», «неуверенность», «неприязнь», «страх»).
 
Профилактика экзаменационного стресса имеет три этапа:
   
I этап начинается задолго до экзаменов и адресован учителям:
1) Повысить качество обучения (именно от этого зависит выбор предметов для дополнительных экзаменов и успешная подготовка к обязательным).
2) "Плавно готовить к экзаменам"(в течение всего учебного года, а не на бесчисленных консультациях весной).
3) Не запугивать учеников и родителей экзаменами.
 
II этап адресован учащимся и родителям и начинается непосредственно перед экзаменами и в период подготовки к ним.
1) Учащимся нужно подробно обрисовать атмосферу экзаменов, объяснить буквально все: почему на устном экзамене отвечают сидя, как следует одеться, как брать билет и т. д.
2) Помочь распределить время для подготовки.
3) Сказать о значении полноценного сна и питания.
4) Напомнить о двигательном режиме (прогулки, спорт - антистрессоре).
 Работа с родителями:
1) Необходимо предостеречь от переоценки возможностей детей и гиперпрогнозов по итогам экзаменов;
2) Объяснить их роль в создании условий для подготовки экзаменов дома - соблюдение режима сна и питания, внимание, участие, психологическая
поддержка.
3) Посоветовать проиграть заранее возможные стрессовые ситуации (забыл что-то, получил «не ту» оценку, заболел, не сдал) и подсказать разумные пути выхода из них.
4) Не нагружать своими собственными проблемами.
 
III этап - сам экзамен.
Для учащегося это «пик страха». Он блокирует память, интеллект, парализует волю. Поэтому часто наблюдаются слезы, провалы в памяти, иногда обмороки.
Учителю следует предвидеть все возможные чрезвычайные происшествия, чтобы определить свою реакцию на них. Например, ученик опоздал на экзамен - не испепелять взглядом, а иногда и словом. Ученица растерялась, нервничает, плачет, просит второй билет - подойти, помочь, ободрить, не сохранять ледяное равнодушие. Пришли представители из вышестоящих организаций - сохранять спокойствие,  не заражать своим страхом детей.
 
    Важно:
1. Помочь ребенку выбрать экзамен (по возможности для него самого, по успешности знаний того или иного предмета, по нехватке знаний в том или ином предмете, по «лености»).
2. Не стесняться на своем примере рассказать о положительном (отрицательном) опыте сдачи своего первого экзамена.