Как лучше подготовиться к сдаче экзамена - советует школьный психолог 
 

  Заканчивается учебный год. Для старшеклассников наступает  самая напряженная пора. Ведь впереди экзамены, от которых так много зависит. 

Большинство школьников не воспринимают экзамены всерьез, пока те не замаячат в ближайшей перспективе. Поэтому львиная доля подготовки приходится на последние недели и дни. А это создает исключительное напряжение, причем троякого вида.  

Во-первых, успешное прохождение испытания требует владения  большим объемом  знаний.  На мозг падает огромная интеллектуальная нагрузка. Однако человеческий мозг способен в ограниченное время воспринять лишь определенный объем информации. 

 
Во-вторых, сама по себе процедура испытания и оценки связана с глубокими эмоциональными переживаниями, которые могут привести к так называемому экзаменационному стрессу. 
 
В-третьих, не секрет, что успех зависит не только от знаний, но и от всего мироощущения ученика. Поэтому мотивационно-волевая готовность оказывается  не менее важна, чем интеллектуальная и эмоциональная. 

Как же достичь такой комплексной готовности? Одни ребята с головой уходят в подготовку. Другие, наоборот,  стараются максимально отвлечься, полагаясь на ранее усвоенные  знания и на везение. И те и другие, как правило, на экзаменах  не блещут. Легче всего даются экзамены тем, кто избирает третий вариант подготовки, основанный на здравом смысле и рекомендуемый психологами.

 

     Итак, каковы эти рекомендации?

 

 - Начать следует с организации благоприятных условий и здорового ритма жизни. Известно, что люди делятся на "жаворонков" и "сов" и их умственная продуктивность различна в разное время суток.  Для "жаворонка" лучше начинать подготовку с утра пораньше, а вот засиживаться допоздна не просто бесполезно, но даже вредно. Если же ученик - "сова", то усаживаться за учебник в ранний час нецелесообразно: он еще не вполне проснулся и будет долго входить в рабочий ритм. А вот посидеть  чуть попозже вечерком может  быть нелишнее. Впрочем, в экзаменационную пору режим дня часто расстраивается: многие жалуются на нарушение сна. Оно  связано с сильным волнением,  и велик соблазн бороться с ним с помощью  успокоительных пилюль и таблеток. Но это основной путь. Всякое успокоительное средство - даже безобидная валерьянка   - оказывает тормозящее действие на нервную систему. В качестве снотворного, если в том есть необходимость, лучше всего использовать древнейшее средство - мед, который к тому же прекрасно питает мозг.

 

- Питание в период подготовки и сдачи экзаменов должно быть достаточно калорийным и витаминизированным.

 

- Чрезвычайно  полезно чередовать умственную активность с небольшой физической нагрузкой.

 

- Родителям необходимо поддерживать ребёнка эмоционально: не нужно накалять обстановку, провоцировать конфликты и нервничать по всякому поводу.

 

- Телевизор также может оказаться помощником. Конечно, не следует смотреть фильм ужасов или боевик, а забавная комедия - это к лучшему, так как положительные эмоции просто человеку необходимы. 

 

О пользе шпаргалок и не только о них

  

Ученику обычно кажется, что количество материала для повторения так велико, что справится невозможно. Инстинктивно он отодвигает  день расплаты и накануне экзамена оказывается перед горой неусвоенной информацией.

 

Как же правильно построить работу?

 

Имея в распоряжении всего несколько дней, следует сначала просмотреть весь материал и распределить его таким образом: за первые два  дня надо охватить большую часть; за третий - остальную, за четвертый посвятить повторению.

 
Повторять материал желательно ежедневно, 20/30% прочитанного на следующий день  из памяти улетучивается.  Поэтому первые полтора-два часа лучше посвятить тому, чтобы освежить в памяти пройденное накануне.
 
При этом нельзя забывать про  коварные психологические "ловушки". Первая - это эффект узнавания. Глядя в текст, ученик порой чувствует, что где-то, когда-то все это видел, а поэтому незачем терять время на изучение этого вопроса. Но узнавание почти всегда поверхностно. Материла, который кажется знакомым, нелишне повторить!

Еще одна ловушка - эффект края. Психологи указывают, что при прочтении любого текста лучше запоминается его начало и конец. Поэтому при запоминании и повторении повышенное внимание надо уделить середине текста. Как правило,  ученик сам хорошо знает, как ему удобнее запоминать. Для одного полезно читать вслух, ибо у него лучше развита слуховая память. Для них психологи предлагают такие правила запоминания:

 

1.        Приступая к запоминанию,  надо поставить перед собой цель - запомнить надолго

2.        При запоминании будь внимателен, не отвлекайся.

3.        Все, что ты запоминаешь, попробуй представить в виде картинок, образов. При запоминании текста необходимо придерживаться следующих шагов: понять основное содержание текста; разбить его на смысловые части; найти в каждой части ключевую фразу; запомнить последовательность материала.

4.        Лучше два раза прочесть текст и два раза его  воспроизвести, чем пять раз  без воспроизведения.

 Тому, же кто лучше запоминает не услышанное,  а написанное, помогут  ... шпаргалки.  Текст, коротко и емко изложенный на небольшом листе, хорошо запоминается. Надо только помнить, что польза шпаргалки распространяется до порога класса. За этим порогом начинается вред.