[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: lisafeta 
Форум » Школа » Учительская » Советы Шевченко Л.С. (Советы учителей русского языка)
Советы Шевченко Л.С.
lisafetaДата: Суббота, 15.03.2008, 10:43 | Сообщение # 1
Дополнительно
Зачем надо знать морфологические нормы русского языка ?
В старину грамматику называли волшебницей. Древние чувствовали её таинственную власть. До наших дней дошло крылатое выражение: «Грамматика повелевает даже королями». Наши предки поклонялись не только грамматике, своё почтительное отношение они переносили и на тех, кто разгадывал тайны языка. Рассказывают, что два принца (дело было на Востоке много веков назад) оспаривали друг у друга честь надеть туфли самому ученому из грамматиков страны, а их отец, халиф, видел славу своей державы в том, что великие языковеды почитались здесь превыше королей.
В наши дни уважительное отношение к строению слова и его формам, к сожалению, значительно ослабело. В речи многих то и дело можно услышать: «Не ложи на парту!» (нужно: не клади); «Ихний знакомый» ( их) ; «Красивой тюлью» (красивым тюлем); «Пошлите в кино» (пойдемте); « Двое учениц» (две ученицы) и так далее. Нередко мы слышим неправильно образованные формы Р.п. числительного (пятиста вместо пятисот), формы И.п. и Р.п. множественного числа имен существительных (договора вместо договоры, сапогов вместо сапог), формы сравнительной и превосходной степени прилагательных (более твёрже вместо твёрже или более твердый), формы непродуктивных глаголов с чередованием в корне (ляжь, стерём вместо ляг, сотрём) и т.п.
И тот, кто позволяет себе так неграмотно говорить, наверное, и не предполагает, что всякое нарушение законов грамматики, несоблюдение морфологических норм моментально фиксируется слушателем (читателем), вызывая порой неприязненное отношение к автору речи.
«Твердое знание морфологии, умение правильно образовывать формы слова - непременный признак хорошей речи, один из показателей речевой культуры»,- так начинаются уроки по усвоению морфологических норм русского языка в 10 классе

Шевченко Л.С.

 
lisafetaДата: Суббота, 15.03.2008, 11:11 | Сообщение # 2
Дополнительно
Какую речь называют правильной
Правильность-главный признак хорошей речи.
Это фундамент, на котором зиждутся все качества речевого мастерства — такие, как чистота, точность, логичность, образность, выразительность, богатство и так далее.
Правильной называют речь, в которой строго соблюдаются современные требования литературного языка, речь, свободную от ненормативных единиц (в первую очередь - просторечных).
Чтобы глубже понять сущность важнейшего признака хорошей речи, обратимся к понятию «литературный язык». Лингвист К.С. Горбачевич дает такое определение: «Литературным языком называют исторически сложившуюся (образцовую, обработанную) форму национального языка, обладающую богатым лексическим фондом, упорядоченной грамматической структурой и развитой системой стилей». (Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М.: Просвещение, 1981 - С. 7-8).
Назовем основные свойства литературного языка:
1. нормированность, то есть строгая подчиненность определенным
правилам (ударения, произношения, словоупотребления и др.);
2. существование в двух формах - устной и письменной;
3. распространенность (социальная, территориальная и т. д.);
4. стилистическое богатство.
Итак, нормированность - один из признаков литературного языка. Слова - «строительный материал» языка, но каждое слово занимает свое место, то есть употребляется в определенном значении, в соответствующем контексте. Так, слово обратно имеет значение «назад, в противоположную сторону», поэтому нельзя сказать, что обратно пошел снег.
Необходимо постоянно помнить о правильном произношении слов: звонит, повторим, красивее, обеспечение, ходатайствовать, эксперт, то'рты, облегчить и т.д. Другое ударение в этих словах нарушает правильность речи.
Во многих заимствованных словах согласные перед С произносятся
мягко:
[акад' ]емия, [д' ]екада, му[з' ]ей
[т' ]ермин, и др.
Но следует произносить твердо в словах ин[т]ернационал, [т]енденция, а[т]еизм, [д]е[т]ектив, [т]ермос, сви[т]ер. Нужно произносить: мертвенный, никчёмный, афера, бытие, современный; нельзя: мёртвенный, никчемный, афёра, бытиё, совремённый.
Нужно: инцидент, компрометировать, компостировать; нельзя: инциндент, компроментировать, компосировать и т. д.
Следует различать употребление похожих слов: например, надеть (что?) пальто, но одеть (кого?) ребенка.
Необходимо помнить об управлении глаголов: согласно (чему?) приказу (дат п.), оплатить (что?) проезд (вин. п), но заплатить (за что?) за проезд (вин. п.).
Чистота речи - это второе важное качество хорошей речи. Чистая речь — это речь, свободная от нелитературных слов, не засоренная жаргонизмами, арготизмами, диалектизмами, словами-«сорняками». Точность речи – это соответствие слов содержанию. «Слово – выражение мысли…И потому слово должно соответствовать тому, что оно выражает»,- говорит Л.Н.Толстой.
 
lisafetaДата: Суббота, 15.03.2008, 11:28 | Сообщение # 3
Дополнительно
О лексической и фразеологической правильности речи
Важный признак хорошей речи — лексическая и
фразеологическая правильность. Школьники должны
усвоить нормы словоупотребления, которые основаны на знании
лексического значения и лексической сочетаемости
слова с другими словами в предложении. Как мы добиваемся этого?
. „
Учащимся предлагается в течение нескольких дней внимательно слушать радио и.
Смотреть телепередачи, быть наблюдательными в транспорте, в других общественных местах, чтобы «подслушать» слова, фразы, которые поразили их своей безграмотностью.
Вот что они записали. Радио.
- Желаю любви и счастья в полный рост.
- Поэт из меня фиговый.
- Примкнули все к приёмникам (= прильнули).
Залатать рану давно пора (= залечить).
- Хотите припарковаться к любимой? (= позвонить).
Нам еще пахать и пахать 8 часов! (= работать).
- Когда хотите свалить с работы? (= уйти в отпуск).
Розыгрыш по телефону Довлатовой Аллы («Русское радио»):
- Валерия Николаевича Адамова можно?
Сейчас посмотрю.
- А можно не только посмотреть, но и потрогать? Где он?
- Наверное, всех гоняет по базе.
Не лучше язык телевидения — мощнейшего средства воздействия на психику. В речи многих ведущих различных шоу интонации ёрничества, полупрезрительные интонации, воровское арго, растяжение слов. А лексика тех, у кого берут интервью?! Закрой капот! (= рот).
- Можно натворить таких делов!
- Какие-то разборы разбирают.
Он тоже выигрался в эту великую игру.
- На эшафот (= трибуну) поочередно вызываются главы провинившихся
территорий.
Плоские шутки, убогость интересов - и соответствующая речь. В парикмахерской: «Не шоркайте сильно брови». В транспорте: «Вы сходите?» Будете ли вы вставать?» В магазине: «Кто крайний?» «Кто задний?».
На улице; «Сколько время?» «Не подскажете, как пройти на улицу Октябрьскую?»
Из газеты «Вечерний Челябинск»:
«Пятерок на халяву преподы не ставят...» «Шагали важной походкой страусы по Уралу»
Из устной речи челябинцев:
«Помидорчики почем у вас? Мне пять килограмм.» «Смотри, какая собачешка смешная!» «Не ложьте сумку на прилавок!» «Куда ты лежишь куртку?» «Я издержал все деньги» «Мне водиться с ребенком надо» «Мама велела в комнатах убираться» «Что ты на дороге шарашишься!» «Мы — чэтэзовские».
Были даны индивидуальные задания, цель которых выяснить , как следует правильно употреблять отдельные выражения и почему. Вот что подготовили дети.
1. Телепередача «Русская речь» в прежние годы часто обсуждала этот вопрос: «Как нужно спрашивать - Вы последний или Вы крайний?» Один мальчик ответил: «По-моему, очень ясно. Крайний может быть в ряду, когда стоят плечом к плечу (слева крайний и справа крайний).
 
lisafetaДата: Суббота, 15.03.2008, 11:31 | Сообщение # 4
Дополнительно
Информационные технологии как средство личностного развития учащихся
Перед системой образования в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года поставлены новые приоритеты. При этом ведущим является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе… Ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком информационными и коммуникационными технологиями. Поэтому жить в современном мире, адекватно этому миру, сможет тот, кто сам умеет использовать информационные технологии, владеет современными ИКТ. Кроме этого, на сегодняшний день уровень и темпы внедрения, использования информационных и коммуникационных технологий во многом определяют состояние экономики, качество жизни населения, национальную безопасность, место государства в современном мире.
В последние годы персональные компьютеры перестали быть экзотикой и вошли в повседневную жизнь. Увеличивается их число в индивидуальном пользовании. Есть различные мнения о целесообразности использования компьютерных технологий в образовании, но этот вопрос представляется в значительной мере решенным. Компьютерные технологии являются мощным информационным средством, доступным и интересным для детей, поэтому они уже участвуют в процессе образования. Влияние новых технологий на образование неизбежно.
Остается определить наиболее эффективный способ применения компьютерных технологий в образовании, найти ответ на два вопроса: “Какие задачи образования должен помочь решить компьютер?”, и “Какова технология их решения?”. Скорее всего, внедрение новых технологий в образование будет целесообразным, если удастся сохранить преимущества устоявшихся форм обучения, устранив при этом их недостатки.
В течение нескольких лет я использую информационные технологии в качестве инструментария диагностики лингвистической компетентности учащихся и в качестве средства для создания продукта проектной деятельности во внеклассной работе. Таким образом, информационные технологии выступают средством развития личности учащихся.
Диагностику лингвистической компетентности учащихся по русскому языку я рекомендую осуществлять при помощи электронных образовательных ресурсов, таких программ, как: “Страна Лингвиния. Сборник диктантов, тренингов, электронных словарей”, “Обучающая программа-тренажер “Фраза”, “Мультимедиа-комплекс “1С: Репетитор”, ПМК “Семейный наставник”, “Менеджер тестов” (Приложение 2) и электронной таблицы Microsoft Excel (Приложение 3).
Оригинально представлена в “Стране Лингвинии”, во “Фразе”, мультимедиа-комплексе “1С: Репетитор” и в ПМК “Семейный наставник” система контрольно-диагностических тестов и задания, которые контролируют уровень владения орфографией и пунктуацией по темам, выявляют в ходе тестирования причины ошибок и обеспечивают пользователя индивидуальными рекомендациями, помогающими избежать ошибки в дальнейшем.
Данные программы удобны тем, что диагностические процессы (подведение итогов работы, формирование рекомендаций по устранению пробелов в усвоении учебных элементов, построение графиков и т.д.) происходят в компьютере автоматически. Но в рамках классно-урочной системы использование некоторых комплексов не совсем удачно, так как на выполнение предложенных заданий уходит большое количество времени, тесты, представленные в комплектах, не рассчитаны на разноуровневую подготовку учеников. Поэтому эффективнее использовать мультимедиа-комплекс “1С: Репетитор” и ПМК “Семейный наставник” для индивидуальной работы при подготовке к централизованному тестированию, единому государственному экзамену.
 
lisafetaДата: Суббота, 15.03.2008, 11:40 | Сообщение # 5
Дополнительно
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку (методические и практические рекомендации)
Опыт проведения ЕГЭ по русскому языку свидетельствует о необходимости изменения структуры уроков русского языка; методов и форм подачи материала и проверки знаний учащихся.
Перед учителем стоит задача - проверить практическое владение учащимися русским языком, соблюдение в устных и письменных высказываниях орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических и пунктуационных норм. Языковая подготовка проверяется на уровне учебных умений или способов действия, на основе понятий и правил, применяемых в стандартных условиях, в работе со специально отобранным языковым материалом, представленным в виде слов, словосочетаний, предложений.
Весь школьный курс русского языка готовит учащихся к выполнению заданий этого типа, но для успешной подготовки учащихся в старших классах на этапе повторения и обобщения изученного необходимо и достаточно осуществить следующее:
•системно повторить орфографию, пунктуацию при помощи укрупненных блоков правил, таблиц, схем, алгоритмов, опорных таблиц и сигналов;
•систематизировать знания учащихся по культуре речи, добиваясь осознанного овладения различными видами норм русского языка (грамматическими, лексическими, орфоэпическими);
•на каждом уроке необходимо использовать толковый словарь, вести работу со значением слова, показать его многозначность;
•научить школьников методике работы с тестами разных видов.
Тестирование является эффективным методом контроля на уроке. Учащиеся должны научиться внимательно прочитывать установочное задание, в котором определена тестовая разновидность.
 
gojkoДата: Вторник, 25.03.2008, 14:56 | Сообщение # 6
Дополнительно
Quote (lisafeta)
Твердое знание морфологии, умение правильно образовывать формы слова - непременный признак хорошей речи, один из показателей речевой культуры»

Полностью согласен!!! Хороший рассказ! Такое встречается и в немецком (даже падежи путают, хотя их только 4)
 
Форум » Школа » Учительская » Советы Шевченко Л.С. (Советы учителей русского языка)
Страница 1 из 11
Поиск: